Публикации в СМИ

Адвокат Левченко Данил и газета Известия о передаче данных в IRS

Банкиры просят власти разработать критерии работы с#nbsp;налоговиками США.

В#nbsp;действующем законодательстве сейчас не#nbsp;прописаны основания, по#nbsp;которым Росфинмониторинг может запрещать банкам передачу данных в#nbsp;IRS.
Росфинмониторинг должен руководствоваться конкретными критериями, запрещая банкам направлять данные об#nbsp;американских налогоплательщиках в#nbsp;Службу внутренних доходов США (IRS). Действующее законодательство содержит право Росфинмониторинга заблокировать передачу данных американским налоговикам, но#nbsp;не#nbsp;содержит поводов для#nbsp;этого#nbsp;— ведомство не#nbsp;должно ничего объяснять. Об#nbsp;этом говорится в#nbsp;письмах председателя Национального совета финансового рынка (НСФР) Андрея Емелина, направленных руководителю Росфинмониторинга Юрию Чиханчину и#nbsp;министру финансов Антону Силуанову.

Финансисты обеспокоены тем, что в#nbsp;сложившейся ситуации российским банкам не#nbsp;избежать штрафов#nbsp;— либо по#nbsp;американскому закону о#nbsp;налогообложении иностранных счетов FATCA, либо по#nbsp;российскому закону о#nbsp;порядке применения FATCA (173-ФЗ, он#nbsp;же#nbsp;содержит зачатки аналогичного российского механизма). 173-ФЗ обязывает банки за#nbsp;10 дней до#nbsp;отправки сведений в#nbsp;IRS ставить об#nbsp;этом в#nbsp;известность ЦБ, финразведку и#nbsp;налоговиков, при этом Росфинмониторинг в#nbsp;течение этого срока может наложить вето на#nbsp;отправку данных. По#nbsp;словам ряда банкиров, это право нужно отечественному правительству среди прочего для#nbsp;того, чтобы американские власти имели меньше информации о#nbsp;сотрудничестве компаний из#nbsp;США с#nbsp;Россией в#nbsp;условиях санкций.

В#nbsp;проекте уточняющего закон постановления правительства по#nbsp;FATCA, недавно подготовленном Минфином (есть в#nbsp;распоряжении «Известий»), тоже не#nbsp;приводится никаких оснований для#nbsp;выборочных ограничений Росфинмониторинга. Согласно документу, Росфинмониторинг должен оповещать банки, которым он#nbsp;запрещает передавать данные о#nbsp;налогоплательщиках США в#nbsp;рамках FATCA, не#nbsp;позже одного рабочего дня после вынесения ведомством соответствующего решения. Финразведка может уведомить банк тремя способами#nbsp;— заказным письмом, по#nbsp;электронной почте или факсу. При этом Росфинмониторинг должен собрать документы, подтверждающие, что до#nbsp;кредитной организации донесена позиция ведомства. Решения Росфинмониторинга, как следует из#nbsp;проекта, планируется публиковать на#nbsp;сайте Федеральной налоговой службы#nbsp;РФ.

Если#nbsp;же банк будет направлять IRS сведения о#nbsp;налогоплательщиках США при действующем запрете, то#nbsp;его должностных лиц по#nbsp;173-ФЗ могут оштрафовать на#nbsp;40−50 тыс. рублей, а#nbsp;саму кредитную организацию#nbsp;— на#nbsp;0,7−1 млн рублей. С#nbsp;другой стороны, FATCA обязывает иностранные банки и#nbsp;иные финструктуры информировать IRS о#nbsp;счетах своих клиентов и#nbsp;взимать 30-процентный налог с#nbsp;их#nbsp;доходов. Если#nbsp;же банк не#nbsp;присоединяется к#nbsp;FATCA, к#nbsp;нему могут быть применены санкции#nbsp;— от#nbsp;30-процентных штрафов, удерживаемых с#nbsp;него присоединившимися к#nbsp;FATCA банками-контрагентами за#nbsp;рубежом, до#nbsp;закрытия ими его корсчетов. Обязанность отчитываться об#nbsp;операциях физлиц появилась у#nbsp;российских финучреждений с#nbsp;1#nbsp;июля 2014 года, по#nbsp;юрлицам (в#nbsp;которых свыше 10% у#nbsp;американских владельцев)#nbsp;— со#nbsp;II квартала 2015 года. В#nbsp;этом году срок сдачи российским банкам продлен на#nbsp;90 дней и#nbsp;последний день сдачи отчетности#nbsp;— 29#nbsp;июня 2015 года. К#nbsp;FATCA присоединились более 1,1 тыс. российских финансовых структур (90% банков плюс страховщики, инвестфирмы и#nbsp;пр.). Банки поставлены в#nbsp;весьма щекотливое положение, хотя собственно вето Росфинмониторинга еще не#nbsp;получали.

—#nbsp;Критерии, которыми будет руководствоваться финразведка при введении запрета российским банкам передавать информацию в#nbsp;IRS,#nbsp;— это основной вопрос, отсутствие таких критериев может повлечь злоупотребления со#nbsp;стороны госорганов РФ, а#nbsp;для российских банков#nbsp;— обернуться налоговыми штрафами по#nbsp;FATCA и#nbsp;Ru-FATCA. Проект постановления кабмина#nbsp;— не#nbsp;итоговый документ, можно прописать критерии в#nbsp;нем, учтя высказанные финансистами опасения; можно сделать это в#nbsp;рамках 173-ФЗ. Главное#nbsp;— сделать,#nbsp;— говорит Андрей Емелин.

В#nbsp;Росфинмониторинге и#nbsp;Минфине отказались от#nbsp;комментариев. В#nbsp;ЦБ не#nbsp;комментируют рабочие документы.

—#nbsp;Исполнять два требования, противоречащие друг другу в#nbsp;рамках FATCA и#nbsp;так называемого Ru-FATCA, невозможно,#nbsp;— констатирует директор департамента международного бизнеса и#nbsp;финансовых институтов Бинбанка Юрий Амвросиев. —#nbsp;FATCA предусматривает возможность передачи данных через налоговые органы при наличии межправительственного соглашения, но#nbsp;у#nbsp;России и#nbsp;США такового нет. Российские банки боятся не#nbsp;штрафов со#nbsp;стороны IRS, а#nbsp;санкций со#nbsp;стороны иностранных банков, где открыты их#nbsp;корреспондентские счета в#nbsp;долларах США#nbsp;— это и#nbsp;было основной мотивацией для#nbsp;начала работы отрасли с#nbsp;FATCA. На#nbsp;мой взгляд, кабмину и#nbsp;Росфинмониторингу необходимо действовать аккуратно и#nbsp;провести консультации с#nbsp;экспертным сообществом для#nbsp;выработки законопроекта по#nbsp;теме, устраивающего как участников рынка, так и#nbsp;регуляторов.

Старший юрист PwC Ксения Грицепанова отмечает, что ситуация упростилась#nbsp;бы, если#nbsp;бы в#nbsp;173-ФЗ появилось перечисление категорий клиентов, направление информации по#nbsp;которым в#nbsp;IRS недопустимо. Это создало#nbsp;бы единые для#nbsp;финансовых институтов и#nbsp;уполномоченных органов правила игры, и#nbsp;российским банкам хотя#nbsp;бы было что сказать IRS, а#nbsp;не#nbsp;просто разводить руками.

—#nbsp;Такими критериями могли#nbsp;бы быть, например, случаи, когда лицо, по#nbsp;которому направляется отчет американским налоговикам, исключено по#nbsp;173-ФЗ из-под применения FATCA,#nbsp;— отмечает зампредседателя НСФР Александр Наумов. —#nbsp;НСФР обратился к#nbsp;ЦБ с#nbsp;просьбой не#nbsp;применять штрафы до#nbsp;вступления в#nbsp;силу готовящихся постановлений в#nbsp;развитие 173-ФЗ, их#nbsp;банки ждут с#nbsp;прошлой осени. Сейчас очевидно, что усложнение процедур отчетности по#nbsp;FATCA для#nbsp;банков может привести к#nbsp;неоправданно жестким санкциям для#nbsp;них.

Адвокат Данил Левченко, управляющий партнер компании «Левченко и#nbsp;партнёры», отметил, что закон FATCA, безусловно, формально не#nbsp;относится к#nbsp;обязательным для#nbsp;российских резидентов международно-правовым нормам из-за отсутствия межправительственного соглашения, это иностранный закон. Тем не#nbsp;менее FATCA действует экстерриториально в#nbsp;силу доллара де-факто.

Начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий говорит, что желание ввести адресные и#nbsp;безусловные запреты Росфинмониторинга связано с#nbsp;намерениями России препятствовать передаче США информации о#nbsp;взаимодействии американских резидентов с#nbsp;российскими компаниями, находящимися под американскими санкциями.

—#nbsp;Примером такого взаимодействия может являться деятельность нефтесервисной компании Schlumberger в#nbsp;России,#nbsp;— говорит Осадчий. —#nbsp;По#nbsp;данным агентства Bloomberg, российское подразделение Schlumberger в#nbsp;декабре участвовало в#nbsp;тендере на#nbsp;поставку буровых растворов для#nbsp;проекта «Газпром нефти», реализуемого в#nbsp;Арктике.
2015-05-28 21:38