Публикации в СМИ

Комментарий в газете "Известия": "В России создадут государственную базу бенефициаров"

Статья в#nbsp;газете Известия: «В#nbsp;России создадут государственную базу бенефициаров».

Национальный совет финансового рынка (НСФР) направил ведомствам (Минфин, Минэкономразвития) законопроект, изменяющий закон «О#nbsp;противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и#nbsp;финансированию терроризма» и#nbsp;закон «О#nbsp;персональных данных». Новация предусматривает создание российских государственных информационных ресурсов для#nbsp;проверки сведений о#nbsp;банковских клиентах и#nbsp;их#nbsp;бенефициарах. При этом доступ к#nbsp;таким ресурсам будет открыт только для#nbsp;банков и#nbsp;других финансовых организаций, на#nbsp;которых лежит соответствующая обязанность. В#nbsp;Минэкономразвития «Известиям» сообщили, что предварительно позитивно оценивают проект, но#nbsp;пока в#nbsp;ведомстве его не#nbsp;изучали. Позитивно встретили идею и#nbsp;в#nbsp;комитете Госдумы по#nbsp;финансовому рынку.

По#nbsp;словам председателя НСФР Андрея Емелина, при выполнении законодательства в#nbsp;части выявления выгодоприобретателей-бенефициаров (такая обязанность появилась в#nbsp;июне 2013 года) банки столкнулись с#nbsp;рядом проблем.

—#nbsp;Во-первых, это отсутствие официальных источников информации про бенефициаров по#nbsp;компаниям, зарегистрированным в#nbsp;России,#nbsp;— пояснил Емелин «Известиям». —#nbsp;Сведения, в#nbsp;основном, собираются путем опроса клиента, поскольку из#nbsp;официальных документов клиента крайне сложно установить такую информацию. Наиболее достоверные сведения собираются в#nbsp;случае получения клиентом доступа к#nbsp;кредитным ресурсам, поскольку банк никогда не#nbsp;дает кредит компании, бенефициарного владельца которой он#nbsp;не#nbsp;знает.

В#nbsp;пояснительной записке к#nbsp;законопроекту указано, что в#nbsp;России пока не#nbsp;предусмотрено создание информационных ресурсов для#nbsp;верификации идентификационных сведений клиентов, в#nbsp;том числе для#nbsp;выявления их#nbsp;бенефициаров. В#nbsp;результате банки проводят проверку сами кто во#nbsp;что горазд, пользуясь информацией из#nbsp;открытых источников (интернет), а#nbsp;также коммерческими базами данных (СПАРК, а#nbsp;также иностранные Factiva, World Compliance, World-Check и#nbsp;проч.), деятельность которых не#nbsp;регулируется. Сервисы на#nbsp;сайте Федеральной налоговой службы не#nbsp;позволяют получить информацию о#nbsp;бенефициарах. Поэтому НСФР разработал законопроект, предусматривающий создание национальных ресурсов для#nbsp;верификации идентификационных данных. Доступ к#nbsp;ним будет только у#nbsp;российских банков, а#nbsp;также других участников финансовых рынков (профучастников рынка ценных бумаг, страховых компаний, ломбардов и#nbsp;пр.)#nbsp;— для#nbsp;предотвращения утечек персональных данных.

В#nbsp;отношении физлиц в#nbsp;базах планируется фиксировать фамилию, имя, отчество, гражданство, дату рождения, реквизиты удостоверения личности, ИНН, говорит Емелин. В#nbsp;ряде случаев физлица тоже подпадают под правила о#nbsp;выявлении бенефициаров, например когда они открывают счет в#nbsp;пользу третьего лица. В#nbsp;отношении юрлиц это ИНН, государственный регистрационный номер, место регистрации и#nbsp;адрес местонахождения. И, конечно, данные о#nbsp;бенефициарах.

Ранее НСФР, по#nbsp;данным «Известий», просил Центробанк вообще избавить банки от#nbsp;обязанности выявлять бенефициаров компаний и#nbsp;переложить эту функцию на#nbsp;Федеральную налоговую службу (ФНС). В#nbsp;своем письме НСФР указывал, что данная деятельность не#nbsp;является для#nbsp;банков профильной и#nbsp;накладна, в#nbsp;то#nbsp;время как налоговики могут собирать соответствующие сведения при постановке компаний на#nbsp;учет. Затем, по#nbsp;замыслу председателя НСФР, данная информация могла#nbsp;бы включаться в#nbsp;ЕГРЮЛ и#nbsp;направляться банкам. В#nbsp;ЦБ и#nbsp;ФНС на#nbsp;запрос «Известий» ответили, что данный вопрос находится в#nbsp;ведении автора антиотмывочных поправок 2013 года#nbsp;— Росфинмониторинга. В#nbsp;ведомстве Юрия Чиханчина не#nbsp;поддержали инициативу НСФР, указав, что позиция НСФР противоречит и#nbsp;международным нормам, касающимся противодействия отмыванию средств (рекомендациям FATF). В#nbsp;итоге родился компромиссный проект с#nbsp;государственными базами бенефициаров.

—#nbsp;Конечно, создание информационных ресурсов оптимизирует процедуры идентификации бенефициарных владельцев,#nbsp;— считает начальник службы финансового мониторинга Бинбанка Дина Багатова. —#nbsp;Однако это коснется большей частью юрлиц, так как единственный конкретный критерий, установленный 115-ФЗ,#nbsp;— это владение 25% капитала компании. Можно предполагать, что бенефициарные владельцы компаний могут быть включены в#nbsp;перечни такого ресурса именно по#nbsp;этому признаку. Сейчас у#nbsp;клиентов вопросы о#nbsp;контролирующих лицах и#nbsp;владельцах восторга не#nbsp;вызывают, банковским служащим требуется дополнительное время на#nbsp;разъяснения и#nbsp;убеждение клиента в#nbsp;предоставлении запрашиваемых сведений.

По#nbsp;словам главного аналитика Промсвязьбанка Дмитрия Монастыршина, идея о#nbsp;государственной базе правильная, но#nbsp;декларируемых целей, прозрачности добиться будет трудно.

—#nbsp;Предлагаемые законом новации не#nbsp;способны что-то кардинально изменить: сейчас уже есть ЕГРЮЛ, все физлица стоят на#nbsp;учете в#nbsp;ФНС; если бенефициарные владельцы банковских клиентов не#nbsp;пожелают себя раскрывать, а#nbsp;для этого нет никаких предпосылок, то#nbsp;банковская база данных будет просто дублировать уже имеющиеся ресурсы,#nbsp;— говорит собеседник.

Партнёр адвокатской группы «Левченко и#nbsp;партнёры» Данил Левченко считает, что главный риск, который возникнет в#nbsp;ходе реализации законопроекта,#nbsp;— утечка персональных данных.

—#nbsp;Утечки будут, какую ответственность за#nbsp;них ни#nbsp;введи, потому что информация о#nbsp;бенефициарах представляет очень большую ценность не#nbsp;только для#nbsp;налоговых органов,#nbsp;— поясняет Левченко. —#nbsp;Важно понимать, что основной причиной, по#nbsp;которой российские компании стараются скрыть конечных бенефициаров, является обеспечение безопасности самого бизнеса и#nbsp;его владельца. Использование недобросовестными лицами данных такого ресурса принесет немало дополнительных проблем бизнесу. Для#nbsp;внедрения законопроекта, подготовленного НСФР, необходимо очень детально продумать механизм его реализации. Скорее всего, попытка переложить полностью обязанность идентификации и#nbsp;верификации бенефициарных владельцев только на#nbsp;банки окажется совсем неэффективной. Это связано с#nbsp;тем, что на#nbsp;момент сделки с#nbsp;кредитным учреждением не#nbsp;составляет труда заменить конечного собственника на#nbsp;короткий срок.

В#nbsp;Минфине не#nbsp;ответили на#nbsp;запрос «Известий», в#nbsp;Минэкономразвития официально сообщили, что предварительно позитивно оценивают идею создания государственного информационного ресурса для#nbsp;выявления бенефициаров, но#nbsp;пока в#nbsp;ведомстве предлагаемый законопроект не#nbsp;изучали. В#nbsp;профильном комитете Госдумы проект одобряют. По#nbsp;словам зампредседателя комитета Думы по#nbsp;финансовому рынку Анатолия Аксакова, создание баз бенефициаров облегчит работу банков, сняв с#nbsp;них часть временных и#nbsp;материальных затрат. По#nbsp;словам Аксакова, он#nbsp;готов поддержать соответствующую инициативу на#nbsp;законодательном уровне.

10#nbsp;июля 2014, 00:01 | Экономика
Ссылка на источник
2014-07-10 22:43